Суббота, 18.05.2024, 15:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Фимина Галина Николаевна, учитель начальных классов

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

опыт
14.04.2014, 11:10

«Развитие у младших школьников

навыков самоконтроля

посредством использования

раздаточного и дидактического материала, направленного на отслеживание качества обучения учащихся»

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Информация об опыте………………………………………3
  2. Технология опыта …………………………………………..6
  3. Результативность……………………………………………16
  4. Библиографический список………………………………...19
  5. Приложение к опыту………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

                                         Информация об опыте.

 

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных особенностей.

 Наивысшие возможные образовательные результаты возникают только тогда, когда любые воздействия учителей, воспитателей, школы в целом совпадают с собственными усилиями школьника в  освоении учебной деятельности, с его активностью по "образовыванию" себя. Одна из важных задач школы  заключается в том, чтобы формировать восприятие ребенком  образовательного процесса не только как внешней по отношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятельности, своей личной заботы, личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности. Один из возможных путей содействия этому - вовлечение самих учащихся в оценку и контроль  своей учебной деятельности. Особое значение придаётся действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность, как управляемый самим ребёнком произвольный процесс. Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации.

     Наблюдения за обучающими, беседы с коллегами показали, что в реальной практике обучение приёмам самоконтроля осуществляется стихийно.

Учителя нередко стремятся объяснить неумение детей контролировать собственную деятельность особенностями формально-динамических характеристик их психики. Условия для становления видов самоконтроля практически не создаются.

     На мой взгляд, это связано с тем, что недостаточно внимания уделяется разработке общих методов, приёмов формирования самоконтроля у младших школьников.

Изложенный выше материал делает опыт актуальным: ведь именно в начальных классах начинают закладываться способы учебной работы, которыми дети будут пользоваться в дальнейшем.

   Опыт работы возник из необходимости решения следующих проблем:

  • ученики представляют себе учебную деятельность нерасчленённой, несамостоятельной, непланируемой;
  •  учебные действия контролируются, как правило, педагогом, а не самими учениками;
  • допущенные ошибки не замечаются и не исправляются;
  • отсутствуют или не совсем чётко сформулированы критерии контроля учебной деятельности;
  • педагоги видят эти затруднения и способны их снять.

Занимаясь разработкой технологических приёмов  и  методов развития самоконтроля  у  детей   на  уроках  в  начальной школе,  было установлено,  что ученик владеет самоконтролем,  если  умеет:

  • сознательно подчинить  свои действия заданному комплексу требований (правилу);
  • изменять (сохранять) состав действий в изменившихся условиях деятельности;
  • планировать состав действий, определяя субъективные трудности;
  • сличать действия  с  образцом, заданным  через  систему условий  или  материально.

Наблюдения показали, что проблемы  становления указанного комплекса умений возникают при нерационально организованной деятельности  на уроках, авторитарном и либерально-попустительском стиле общения  с детьми учителей и родителей.

Ведущая  педагогическая  идея опыта заключается в том, что через создание специально организованных педагогических условий с применением различных дидактических приёмов  и методов самоконтроля  возможно воспитание творческой личности ученика, самоорганизованной, стремящейся к  позитивному самоизменению.

Работа по теме опыта сложилась с момента обнаружения проблемы несформированности у учащихся  умений самоконтроля своей учебной деятельности.

Диапазон  применения опыта достаточно широк.  Его могут использовать учителя начальной школы. Отдельные приёмы и методы приемлемы для использования  в работе учителей  различной предметной направленности, работающих в средней и старшей школе.

Новизна опыта. Несмотря на то, что есть теоретические наработки по данной теме, отсутствует практико-ориентированная система педагогической деятельности по развитию навыков самоконтроля.

 

                                         Теоретическая база опыта

 

В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребёнка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к культивированию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.

Психологи указывают, что самоорганизация и саморегуляция учения обеспечивается    контрольной      частью    учебной    деятельности  и  именно с

формирования   самоконтроля  рационально  начинать   процесс      постепенной      передачи        учащимся         элементов      деятельности       для

самостоятельного осуществления.

 Изучению      роли самоконтроля     в учебной    деятельности посвящено много психолого - педагогических исследований. Действие самоконтроля рассматриваются, как необходимое условие успешности обучения (Н.И.Гуткина), подчёркивается его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости (Т.В.Апухтина, Л.Ф.Фёдорова).

      Значительный вклад в разработку проблемы  формирования самоконтроля обучающихся внесли российские педагоги.

Н.И.Пирогов считал, что самоконтроль у обучающихся находится в прямой зависимости от педагогической деятельности преподавателя, которая не приемлет устоявшихся  рецептов и шаблонов. «В педагогике, как и во всяком другом искусстве, нельзя закабаливать их в одну форму.»

В тоже время он подчёркивал, что деятельность педагога и обучающего не могут быть противоположными, поскольку определяются единой целью педагогического процесса.

       Большой глубиной и оригинальностью отличались взгляды К.Д.Ушинского.В своих трудах  он  делал упор  на  развитие  у  обучающихся умения самостоятельно работать. При этом он указывал, что нельзя учеников оставлять один на один с учебной задачей, пока они не овладеют правильными навыками самоконтроля в процессе обучения.

К.Д.Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, даёт нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой  на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто». Константин Дмитриевич считал, что процесс учебной деятельности обучающихся представляет собой переходы от конкретного к абстрактному, отвлечённому, от представлений к мысли, и это полностью соответствует требованиям человеческой природы.

Создавая свою педагогическую систему, В.А.Сухомлинский разработал ряд правил, соблюдение которых обеспечивает эффективное формирование самоконтроля в учебной деятельности обучающихся:

  •  нельзя строить процесс обучения только на заучивании;
  •  нельзя создавать обстановку постоянного умственного напряжения за счёт частый напоминаний, выполнения практической работы сразу после объяснения сложного теоретического положения;
  • нельзя в своём изложении нового материала делать буквально всё
  • совершенно понятным, нетрудным, так как это освобождает обучающихся от необходимости мыслить, получать радость от  интеллектуальных находок, от умственного труда;
  •  необходимо опасаться напрасного, безрезультатного и отупляющего труда, особенно в области обучения;
  •  нельзя обучать человека, не организовав его самообразование.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Sc0rp1on=)
Просмотров: 308 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz